Занимаюсь написанием реферата для сдачи кандидатского экзамена по философии науки. 1) Text.ru раздел антиплагиат, здесь можно проверить абзац текста, узнав его индекс цитирования, а также там можно узнать, много ли в тексте воды, спама, полезно бывает).2) Сайт антиплагиат - проверяет вашу статью на индекс цитирования принимаются pdf документы.3) Губкина кандидатские - тут можно записаться на сдачу кандидатских экзаменов по философии науки и английскому.4) вопросы к экзамену по философии науки "проблемы естественныех наук"текст и основные редактируемые главыВ настоящий момент индекс заимствования 23.93%.
Вопрос №1 Философия науки: её предмет и функции. Под «философией науки» первоначально имелась в виду ветвь так называемой аналитической философии (логического позитивизма), которая занимается изучением науки и претендует на научную обоснованность своих результатов. В середине XIX в. она начинает складываться (Уильяма Уэвелла, Огюст Конт, Стюарт Милль) на стыке трех областей – науки, истории науки и философии (была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных (эпистемологических) характеристик науки) и оформляется как отдельная наука ко второй половине XX века.
Конечно, и до этого философы немало рассуждали о науке, но делалось это в рамках общих представлений о природе человеческого мышления, одним из высших проявлений которого объявлялось научное познание. Но именно в XIX в. наука из полулюбительской деятельности одиночек и членов небольших научных академий стала превращаться в сферу профессиональных занятий многих людей; при университетах, а затем и промышленных предприятиях начали возникать научные лаборатории и исследовательские центры. В этом социальном контексте появились работы, специально посвященные логике науки, ее истории, роли научного знания в обществе. В начале XX в. в связи с революционными открытиями в физике (теория относительности, квантовая механика), в биологии (генетические теории) и других науках интерес к философским проблемам науки еще более возрос. Нужно отметить, что в этот период философия науки плодотворно развивалась и в России — в трудах В.И.Вернадского, Л.С.Берга, В.И.Ивановского, Т.И.Райнова и др. Предмет философии науки - общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и потреблению знаний, рассматриваемых в изменяющемся социокультурном контексте. Функции философии науки: 1)Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область. Философия строит для науки онтологии, через которые наука смотрит на мир. 2)Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания. 3)Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность. 4)Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований. 5)Философия формирует мировоззренческие, смысловые и ценностные ориентиры науки. Наука производит знания, философия — смыслы. 6)В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования. Вопрос #2. Наука в системе культуры, наука как социальная деятельность, наука как сфера познания.Под культурой в самом широком смысле понимается все то, что, в отличие от данного природой, создано человеком и человечеством в ходе его истории. С помощью данного понятия подчеркивается надприродный, чисто человеческий характер мира культуры. Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая деятельность как способность эти ценности производить и использовать в процессе труда. Таким образом, главной отличительной чертой человеческой культуры является то, что она создается человеческим трудом. Наука представляет собой одну из исторических форм познания мира и является важнейшим компонентом духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Таким образом, наука как феномен человеческой культуры представляет собой систему, включающую, во-первых, специфический вид духовной деятельности общества по производству новых (истинных) знаний с помощью научных методов, а также продуцирующий новые научные проблемы и задачи; во-вторых, социальный институт, обеспечивающий производство, воспроизводство, распределение научных знаний с помощью научных обществ, образовательных учреждений, научных организаций при непосредственной поддержке общества и государства; в-третьих, особую субкультуру, образуемую на базе идеалов и норм научного мышления, правил, ритуалов и традиций поведения ученых, складывающихся в особую профессиональную культуру и этику ученого; в-четвертых, фактор, обеспечивающий функционирование и развитие материальных производительных сил общества. Наука как познавательная деятельность Науку можно представить также как определённую человеческую деятельность, обособленную в процессе разделения труда и направленную на получение знаний. У неё есть две стороны: социологическая и когнитивная. Первая фиксирует ролевые функции, стандартные обязанности, полномочия субъектов в рамках науки как академической системы и социального института. Вторая отображает творческие процедуры (эмпирического и теоретического уровня), позволяющие созидать, расширять и углублять знание. Основой научной деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ. На этой базе осуществляется синтез новых научных знаний, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи и прогнозировать будущее. Наука – это не только деятельность, но и социальный институт. Институт (от лат. institutum – установление, устройство, обычай) предполагает действующий в обществе комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Понятие «социальный институт» отражает степень закреплённости того или иного вида человеческой деятельности – так, существуют политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и проч. Вопрос #3. Понятие науки. Основные характеристики современной науки. Социальные функции науки.
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Предметом науки является не только, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
|